Обзор флагманского смартфона Sony Xperia 5 II
Обзор флагманского смартфона Sony Xperia 5 II
В Sony неожиданно решили возобновить прерванную было традицию выпускать к своему основному флагманскому смартфону еще и уменьшенную компактную версию. На мобильном рынке сегодня практически не найти смартфонов с топовой начинкой и компактными размерами — любителям миниатюрных аккуратных вещичек после исчезновения с рынка серии Sony Xperia Compact совсем нечем было восполнить эту потерю. Однако, похоже, подул ветер перемен: к концу уходящего года Sony вслед за своим весенним Xperia 1 II выпустила на рынок такой же мощный, но более компактный Sony Xperia 5 II. На деле же малютка оказалась не только ничуть не слабее, но в чем-то даже лучше «большого» флагмана. В чем? Давайте разбираться.
Основные характеристики Sony Xperia 5 II
- SoC Qualcomm Snapdragon 865, 8 ядер (1×Kryo 585 Gold @2,84 ГГц + 3×Kryo 585 Gold @2,42 ГГц + 4×Kryo 585 Silver @1,80 ГГц)
- GPU Adreno 650
- Операционная система Android 10
- Дисплей SuperAMOLED 6,1″, 1080×2520, 21:9, 449 ppi, 120 Гц
- Оперативная память (RAM) 8/12 ГБ, внутренняя память 128/256 ГБ
- Поддержка microSD (до 1 ТБ, совмещенный разъем)
- Поддержка Nano-SIM (2 шт.)
- Сети HSPA 42,2/5,76 Мбит/с, LTE-A, 4G Cat.18, 5G
- GPS/A-GPS, Глонасс, BDS, Galileo, QZSS
- Wi-Fi 802.11a/b/g/n/ac/ax (Wi-Fi 6)
- Bluetooth 5.1, A2DP, LE, aptX HD, 360 Reality Audio
- NFC
- USB 2.0 Type-C, USB OTG
- 3,5-миллиметровый аудиовыход на наушники
- Камера 12 Мп + 12 Мп + 12 Мп, видео 4K@60 fps
- Фронтальная камера 8 Мп
- Датчики приближения и освещения, магнитного поля, акселерометр, гироскоп, барометр
- Сканер отпечатков пальцев (боковой)
- Аккумулятор 4000 мА·ч
- Размеры 158×68×8 мм
- Масса 163 г
Внешний вид и удобство использования
Внешность новинки своеобразна и неоднозначна. Конечно, модель можно назвать компактной за ее небольшую ширину 68 мм (и, кстати, за толщину в 8 мм, хотя это далеко не рекорд). Однако смартфон настолько сильно вытянут в длину, что, например, на целый сантиметр длиннее Huawei P40. Кто-то, безусловно, будет в восторге от необычной геометрии корпуса и соотношения сторон экрана 21:9, но в кармане брюк такое длинное устройство носить неудобно. Так что «компакт» получился с большой натяжкой.
Во всем остальном корпус новинки абсолютно стандартен и, можно даже сказать, скучен. Две плоские стеклянные панели Gorilla Glass 6 соединены здесь округлой алюминиевой рамкой. Все поверхности глянцевые, гладкие, маркие и скользкие, в том числе и выпуклая рамка, за которую смартфон ни поднять надежно, ни удержать — нужен чехол.
Откровенно положительный момент — более закругленные в плане угловые части корпуса в противоположность фирменному «штриху» всех смартфонов Sony. Возможно, аппарат потерял в индивидуальности, но хотя бы не впивается своими острыми углами в ногу в кармане и, кстати, не дырявит этот карман. При этом экран, в отличие от большинства современных смартфонов, здесь все-таки почти прямоугольный, классический.
Камеры не настолько выпирают за пределы задней поверхности, чтобы смартфон лежал на столе неустойчиво.
А вот с кнопками тут настоящая беда. Все кнопки сгрудились на одном боку, причем их вдвое больше обычного. Добавление кнопки камеры для смартфонов Sony привычно, но здесь вдобавок вставили еще и четвертую — для не самой востребованной функции вызова ассистента Google.
В итоге кнопки встречаются настолько часто, что корпус просто невозможно ухватить пальцами, не нажав какую-нибудь из них. О чем думали дизайнеры — непонятно, но при поднятии смартфона со стола обязательно нажимается та самая ненужная четвертая кнопка.
Может быть, конечно, так и было задумано. Но когда всплывающее окно голосового помощника перекрывает игровой процесс, становится не до шуток.
Под фронтальную камеру в экране не стали вырезать никаких «челок» или «дырок». Камеру встроили, по старинке, в черный сегмент рамки вокруг экрана. Еще лучше, что в этом же сегменте нашлось место такому полезному элементу, как светодиодный индикатор событий.
Разъем для карточек здесь совмещенный: рассчитан на две карты Nano-SIM, одну из которых можно заменить на карту памяти microSD объемом до 1 ТБ. Выдвинуть лоток с карточками можно без применения скрепки. Наконец-то Sony реализовала возможность горячей замены карточек: все прежние смартфоны японцев при любых манипуляциях с лотком автоматически перезагружались.
В нижнем торце установлены разговорный микрофон и разъем USB Type-C. Верхний торец тоже не пустует: здесь, помимо привычного второго микрофона, есть еще и 3,5-миллиметровый аудиовыход для наушников.
Стереодинамики установили на фронтальной панели, в верхней и нижней частях. Динамики звучат вполне громко и чисто, что особенно похвально, учитывая наличие прорезиненных мембран, защищающих от попадания воды внутрь (аппарат имеет сертифицированную защиту от воды и пыли по стандартам IP65/IP68).
Смартфон выпускается в синем и черном цветах.
Экран
Sony Xperia 5 II оснащен Super AMOLED-дисплеем с диагональю 6,1 дюйма и разрешением 1080×2520, прикрытым стеклом Corning Gorilla Glass 6. Физические размеры экрана составляют 61×142 мм, соотношение сторон — 21:9, плотность точек — 449 ppi. Ширина рамки вокруг экрана составляет 3 мм с боков, 8 мм сверху и 7 мм снизу. Рамка по современным меркам не тонкая, экран занимает лишь около 80,9% передней панели. Для экрана поддерживается частота обновления 120 Гц.
Лицевая поверхность экрана выполнена в виде стеклянной пластины с зеркально-гладкой поверхностью, устойчивой к появлению царапин. Судя по отражению объектов, антибликовые свойства экрана лучше, чем у экрана Google Nexus 7 (2013) (далее просто Nexus 7). Для наглядности приведем фотографию, на которой в выключенных экранах отражается белая поверхность (слева — Nexus 7, справа — Sony Xperia 5 II, далее их можно различать по размеру):
Экран у Sony Xperia 5 II заметно темнее (яркость по фотографиям 99 против 109 у Nexus 7) и не имеет выраженного оттенка. Двоение отраженных объектов в экране Sony Xperia 5 II очень слабое, это свидетельствует о том, что между слоями экрана нет воздушного промежутка. За счет меньшего числа границ (типа стекло/воздух) с сильно различающимися коэффициентами преломления такие экраны лучше смотрятся в условиях интенсивной внешней засветки, но вот их ремонт в случае потрескавшегося внешнего стекла обходится гораздо дороже, так как менять приходится экран целиком. На внешней поверхности экрана есть специальное олеофобное (жироотталкивающее) покрытие (по эффективности гораздо лучше, чем у Nexus 7), поэтому следы от пальцев удаляются легче, а появляются с меньшей скоростью, чем в случае обычного стекла.
При ручном управлении яркостью и при выводе белого поля в режиме SDR во весь экран максимальное значение яркости составило около 320 кд/м², а на очень ярком свету и в случае автоматической регулировки оно повышается до 515 кд/м², при этом в режиме HDR яркость может достигать порядка 570 кд/м². В итоге, учитывая отличные антибликовые свойства, читаемость днем на солнце должна быть на хорошем уровне. Минимальное значение яркости — 2,1 кд/м², поэтому в полной темноте яркость можно понизить до комфортного значения. В наличии автоматическая регулировка яркости по датчику освещенности (он находится на фронтальной панели близко к верхнему краю правее решетки фронтального громкоговорителя). В автоматическом режиме при изменении внешних условий освещенности яркость экрана как повышается, так и понижается. Работа этой функции зависит от положения ползунка регулировки яркости: им пользователь может попытаться выставить желаемый уровень яркости в текущих условиях. Если оставить все по умолчанию, то в полной темноте функция автояркости уменьшает яркость до 4 кд/м² (темновато), в условиях освещенного искусственным светом офиса (примерно 550 лк) устанавливает на 135 кд/м² (нормально), а условно под прямыми лучами солнца повышает до 515 кд/м² (достаточно). Результат нас не совсем устроил, поэтому в полной темноте мы чуть увеличили яркость, получив в итоге для трех условий, указанных выше, следующие значения: 10, 135 и 515 кд/м² (идеальное сочетание). Получается, что функция автоподстройки яркости работает адекватно и позволяет пользователю настраивать свою работу под индивидуальные требования.
На любом уровне яркости присутствует значимая модуляция с частотой 59,5, 119 или 476 Гц. На рисунке ниже приведены зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) для нескольких значений настройки яркости. Сначала для режима с частотой обновления 60 Гц:
Видно, что на максимальной и средней яркости амплитуда модуляции небольшая, в итоге видимого мерцания нет. Однако при сильном понижении яркости появляется модуляция с большой относительной амплитудой, ее наличие уже можно увидеть в тесте на присутствие стробоскопического эффекта или просто при быстром движении глаз. В зависимости от индивидуальной чувствительности такое мерцание может вызывать повышенную утомляемость. Впрочем, фаза модуляции различается по площади экрана, поэтому негативный эффект от мерцания снижен.
В настройках экрана можно включить режим с повышенной до 120 Гц частотой обновления:
В режиме 120 Гц плавность прокрутки списков меню заметно повышается. Посмотрим, изменится ли при этом характер модуляции:
Видно, что на высокой и средней яркости частота модуляции увеличилась в 2 раза, а на низкой яркости характер модуляции не изменился.
В этом экране используется матрица Super AMOLED — активная матрица на органических светодиодах. Полноцветное изображение создается с помощью субпикселей трех цветов — красного (R), зеленого (G) и синего (B), но красных и синих субпикселей в два раза меньше, что можно обозначить как RGBG. Это подтверждается фрагментом микрофотографии:
Для сравнения можно ознакомиться с галереей микрофотографий экранов, используемых в мобильной технике.
На фрагменте выше можно насчитать 4 зеленых субпикселя, 2 красных (4 половинки) и 2 синих (1 целый и 4 четвертушки), при этом, повторяя эти фрагменты, можно выложить весь экран без разрывов и перехлеста. Для таких матриц компания Samsung ввела наименование PenTile RGBG. Разрешение экрана производитель считает по зеленым субпикселям, по двум другим оно будет в два раза ниже. Разумеется, присутствуют некоторая неровность контрастных границ и другие артефакты. Впрочем, из-за высокого разрешения они лишь минимально сказываются на качестве изображения.
Экран характеризуется великолепными углами обзора. Правда, белый цвет при отклонении даже на небольшие углы приобретает легкий синеватый оттенок, но черный цвет остается просто черным под любыми углами. Он настолько черный, что параметр контрастности в данном случае неприменим. Для сравнения приведем фотографии, на которых на экраны Sony Xperia 5 II и Nexus 7 выведены одинаковые изображения, при этом яркость экранов изначально установлена примерно на 200 кд/м², а цветовой баланс на фотоаппарате принудительно переключен на 6500 К.
Перпендикулярно к экранам белое поле:
Отметим хорошую равномерность яркости и цветового тона белого поля.
И тестовая картинка:
Цвета на экране Sony Xperia 5 II перенасыщены (обратите внимание на помидоры, бананы, салфетку и оттенок лица), а цветовой баланс отличается. Напомним, что фотография не может служить надежным источником сведений о качестве цветопередачи и приводится только для условной наглядной иллюстрации. В частности, выраженный красноватый оттенок белого и серого полей, присутствующий на фотографиях экрана Sony Xperia 5 II, при перпендикулярном взгляде визуально отсутствует, что подтверждается аппаратными тестами с помощью спектрофотометра. Причина в том, что спектральная чувствительность матрицы фотоаппарата неточно совпадает с этой характеристикой человеческого зрения.
Фотография выше получена для профиля Стандартный режим в настройках экрана, который выбран по умолчанию. Профилей всего два (и еще есть некий режим автоматического переключения профилей):
При выборе профиля Режим создателя ситуация лучше:
Насыщенность в норме, увеличения цветового контраста не наблюдается, цветовой баланс немного изменился. Яркость экрана в этом режиме в случае некоторых приложений (скажем, Google Photos) увеличивается, что свидетельствует о поддержке режима HDR и цветовых профилей в частности. Фотография выше получена в случае прописанного профиля sRGB; если профиля нет, то результат будет таким же.
Теперь под углом примерно 45 градусов к плоскости и к стороне экрана. Белое поле:
Яркость под углом у обоих экранов заметно уменьшилась (чтобы избежать сильного затемнения, выдержка увеличена в сравнении с предыдущими фотографиями), но в случае Sony Xperia 5 II падение яркости меньше. В итоге при формально одинаковой яркости экран Sony Xperia 5 II визуально выглядит гораздо более ярким (в сравнении с ЖК-экранами), так как на экран мобильного устройства часто приходится смотреть как минимум под небольшим углом.
И тестовая картинка:
Видно, что цвета не сильно изменились у обоих экранов и яркость у Sony Xperia 5 II под углом заметно выше.
Переключение состояния элементов матрицы выполняется практически мгновенно, но на фронте включения может присутствовать ступенька шириной примерно 17 мс (что соответствует частоте обновления экрана примерно в 60 Гц) или 8,3 мс (120 Гц). Например, так выглядит зависимость яркости от времени при переходе от черного к белому и обратно (частота обновления экрана 60 Гц):
В некоторых условиях наличие такой ступеньки может приводить к шлейфам (и приводит), тянущимися за движущимися объектами. Впрочем, динамичные сцены в фильмах на экранах OLED отличаются высокой четкостью и даже некоторой «дерганностью» движений.
Построенная по 32 точкам с равным интервалом по численному значению оттенка серого гамма-кривая показала, что существенного завала нет ни в светах, ни в тенях. Показатель аппроксимирующей степенной функции равен 2,22, что близко к стандартному значению 2,2. При этом реальная гамма-кривая мало отклоняется от степенной зависимости:
Цветовой охват в режиме Стандартный режим немного шире sRGB:
Поэтому цвета немного перенасыщенные. В Режиме создателя, если в изображении прописан профиль sRGB (или не прописан никакой), охват сжимается до границ sRGB:
В этом же режиме в случае прописанного профиля DCI-P3 цветовой охват практически равен DCI-P3:
Напомним, что поддержка профилей есть не во всех приложениях, например у Google Photos она есть, а у Google Chrome ее нет (точнее, есть, но эта программа всегда выводит изображения в расчете на дисплей с охватом sRGB).
В случае вывода в широком цветовом охвате спектры компонент очень хорошо разделены:
В случае режима sRGB с максимальной коррекцией охвата компоненты цветов подмешиваются друг к другу в значительной степени:
Отметим, что на экранах с широким цветовым охватом без соответствующей коррекции цвета обычных изображений, оптимизированных для устройств sRGB, выглядят неестественно насыщенными. Отсюда и рекомендация: в большинстве случаев смотреть кино, фотографии и все естественное лучше при выборе профиля Режим создателя и в приложении, в котором цвета корректируются. Профиль Стандартный режим можно использовать в качестве компромиссного варианта, в котором изображения с охватом sRGB выводятся немного перенасыщенными, но зато во всех программах одинаково.
Баланс оттенков на шкале серого после выбора профиля Режим создателя хороший — цветовая температура не сильно выше стандартных 6500 К, при этом на значимом участке шкалы серого этот параметр изменяется мало, что улучшает визуальное восприятие баланса цветов. Отклонение от спектра абсолютно черного тела (ΔE) на большей части шкалы серого остается ниже 10 единиц, что для потребительского устройства считается хорошим показателем, и разброс этой характеристики также не очень большой. Впрочем, и в режиме Стандартный режим баланс оттенков неплохой:
(Самые темные области шкалы серого в большинстве случаев можно не учитывать, так как там баланс цветов не имеет большого значения, да и погрешность измерений цветовых характеристик на низкой яркости высокая.)
В этом устройстве есть возможность скорректировать цветовой баланс с помощью выбора готового профиля, выбора цветовой температуры на шкале или подстройкой интенсивности трех цветов:
Но особого смысла делать это нет, достаточно выбрать профиль Режим создателя.
Также в настройках можно уменьшить интенсивность синей компоненты:
В принципе, яркий свет может приводить к нарушению суточного (циркадного) ритма (см. статью про iPad Pro с дисплеем 9,7 дюйма), но все решается снижением яркости до комфортного уровня, а искажать цветовой баланс, уменьшая вклад синего, нет абсолютно никакого смысла.
Подведем итоги. Экран имеет очень высокую максимальную яркость (до 515 кд/м² в обычном режиме) и обладает отличными антибликовыми свойствами, поэтому устройством можно будет пользоваться вне помещения даже летним солнечным днем. В полной темноте яркость получится понизить до комфортного значения (вплоть до 2,1 кд/м²). Допустимо использовать режим с автоматической подстройкой яркости, работающий адекватно. К достоинствам экрана нужно отнести эффективное олеофобное покрытие, режим с высокой частотой обновления (120 Гц), а также частичную поддержку цветовых профилей (как минимум sRGB и DCI-P3) и хороший цветовой баланс (при выборе правильного режима). Заодно напомним про общие достоинства OLED-экранов: истинный черный цвет (если в экране ничего не отражается), хорошая равномерность белого поля, заметно меньшее, чем у ЖК, падение яркости изображения при взгляде под углом. К недостаткам относится мерцание экрана на низкой яркости. У пользователей, особо чувствительных к мерцанию, из-за этого может возникать повышенная утомляемость. Однако в целом качество экрана очень высокое.
Камера
Sony пока не втянулась в гонку мегапикселей и не стала применять даже в своем флагманском смартфоне многомегапиксельные сенсоры. Зато здесь настоящий «большой пиксель» (поскольку используется сенсор Exmor RS большой площади) и шикарная качественная оптика Zeiss T.
- 12 Мп, 1/1,7″, 1,8 мкм, f/1,7, 24 мм, Dual Pixel PDAF, OIS (основной)
- 12 Мп, 1/3,4″, 1,0 мкм, f/2,4, 70 мм, PDAF, оптический зум 3×, OIS (телефото)
- 12 Мп, 1/2,55″, f/2,2, 16 мм, 124°, Dual Pixel PDAF (сверхширокий)
Интерфейс управления камерой привычный и интуитивно понятный, хотя возможностей и настроек здесь больше, чем у большинства смартфонов: есть и следящий автофокус по глазам людей и животных, и серийная съемка, и цветовые эффекты, и бьютификатор, и многое другое. Можно сохранять снимки в JPEG и RAW (прикладываем архив с несколькими снимками в DNG).
Для любителей ручного управления введены два продвинутых режима: Photo Pro и Cinema Pro. В них настройки повторяют интерфейс управления настоящими фотоаппаратами и видеокамерами Sony.
Помимо типичных ручных настроек (коррекция экспозиции, ISO, выдержка, выбор способа фокусировки, выбор фокусного расстояния и пр.), можно найти дополнительные режимы, которых нет в простом интерфейсе. Появляется, например, возможность снимать видео в 4К при 60 fps, а также 4K HDR с частотой 120 fps, причем в 10-битном формате со сжатием в HEVC. Потом такое видео отображается замедленным и требует цветокоррекции.
- Ролик №1 (3840×1644@120 fps, H.265, AAC)
Все три камеры поддерживают фирменную электронную стабилизацию SteadyShot, а для основной камеры и телеобъектива можно задействовать оптическую стабилизацию Optical SteadyShot. Во всех старших автоматических режимах видеосъемки картинка качественная: с выразительной контрастностью, высокой детализацией, естественными цветами. Звук тоже записывается качественно.
- Ролик №2 (3840×2160@30 fps, H.264, AAC)
- Ролик №3 (3840×2160@30 fps, H.264, AAC)
- Ролик №4 (3840×2160@30 fps, H.264, AAC)
- Ролик №5 (3840×2160@30 fps, H.264, AAC)
Основной модуль использует 12-мегапиксельный сенсор размером 1/1,7 дюйма и объектив с высокой светосилой f/1,7, оснащенный фазовым PDAF-автофокусом и оптической стабилизацией.
https://www.ixbt.com/mobile/sony-xperia-5-ii-review.html